Слово чакра пришло из древних духовных практик индуизма. С санскрита оно переводится как: колесо, диск, круг. Кроме этого, чакра так же может называться падма, что на санскрите означает – лотос.
Понятие чакр присутствует во многих Восточных духовных практиках. Например, в атласе Тибеткой медицины, в боевых системах восточных единоборств, в китайской традиционной медицине (китайские трактаты по нейдан), в практиках йоги.
Тем не менее, основную роль в формировании концепции чакр все же сыграли йогические и тантрические направления индуизма, где чакры представляют собой особые психоэнергетические центры, расположенные в местах пересечения энергетических каналов в тонком теле человека.
Сегодня концепция чакр используется в буддизме, индуизме, аюрведе, современных оккультных системах, альтернативной медицине, йоге, в восточных единоборствах и входит в общее понятие об анатомии энергетического тела человека.
С точки зрения медицины концепция чакр может быть отождествлена с некоторыми органами эндокринной и переплетением некоторых нервных узлов (ганглиев) вегетативной нервной системы. С точки зрения психологии чакры можно отождествлять с уровнями сознания человека.
С точки зрения концепции чакр у человека выделяют семь основных чакр:
Муладхара – первая основная (корневая) чакра. Источник первичной жизненной энергии. Обозначена красным цветом. Название происходит от санскритских корней мула (основание, корень) и адхара дословно переводится как опора. Олицетворяет страсть к жизни и могущество движения. Располагается в области копчика у основания позвоночника. Муладхара находится сразу над основанием главных внутренних Нади поднимающихся по позвоночнику. У мужчин и женщин расположение Муладхары немного отличается. В йоге, Муладхара обозначена, как колесо с четырьмя расхождениями из центра, или лотосом с четырьмя лепестками. Первая чакра связана с элементом земля, а так же с выделительными органами физического тела человека. Древние йогические писания связывают Муладхару с высшим блаженством, так как в ней находиться светоносная энергия Шакти.
Биджа-мантра Муладхары – ЛАМ.
Пробуждение Муладхары связано с состоянием ощущения левитации, прекрасного ощущения тела и освобождения от многих физических болезней. При этом ранее непроработанные страхи и подавленные эмоции бурно проявляются. В таком случае их очень тяжело контролировать. Для балансового пробуждения Муладхары следует одновременно пробуждать Анахату.
Свадхистана – вторая основная чакра. Называется половой или тазовой чакрой. Имеет санскритские корни: сва (чье-либо собственное) и адхистана(местонахождение). Условный цвет чакры – оранжевый. Свадхистана располагается в области 4-го крестцового позвонка. Чакра соответствует области предстательного сплетения и гениталий. Поэтому в йоге она известна как центр, отвечающий за произведение потомства. Элемент чакры – вода. Йоги представляют чакру Свадхистана как лотос с шестью лепестками бледно-красного цвета.
Биджа-мантра Свадхистаны – ВАМ.
Чакра раскрывает в человеке стремление к эстетике и творческому вдохновению. Она отвечает за печень, почки, поджелудочную железу, селезенку и матку.
Манипура – третья основная чакра. Чакра солнечного сплетения (центра силы в йоге). Манипура состоит из десяти лотосовых лепестков. Слово происходит из санскрита: мани (драгоценность) и пур (город). Условный цвет чакры – желтый. Условное расположение около VI- го поясничного позвонка. Чакру Манипуру йоги часто сравнивают с яркой солнечной энергией, наделяющей жизнью всю планету. Манипура имеет огромное значение в направлении праны из первой чакры, по сушумне вверх, в верхние чакры, преобразовывая более грубые энергии в более тонкие. Для человека Манипура является центром воли и благополучия.
Биджа-мантра Манипуры – РАМ.
Йог, созерцающий лотос Манипуры, по йоговским писаниям обретает способность исполнять свои желания, способность лечить собственные болезни, входить в другое тело и обнаруживать спрятанные сокровища.
Манипура находится на границе между физическим и духовным миром, ее пробуждение проявляется как осознанные действия во время сна или транса. В Манипуре сознание человека становится более духовным. Элемент Манипуры – огонь.
Анахата – четвертая основная чакра. Чакра сердечного центра. Как правило, находится на внутренней стенке позвоночного столба в центральной части грудины. Имеет связь с сердечным нервным центром, но не находится внутри сердца. Йоги знают, что эта уникальная чакра содержит две части, которые называются хрит-чакра и анахата-чакра. Анахата является чакрой местоположения сознания, понятия «Я» и точкой, в которой соединяются тело и душа. Анахата – центр внутреннего спокойствия и непосредственного откровения. Условный цвет Анахаты – зеленый, хотя в йоге она рассматривается как золотой и фиолетовый. Анахата имеет двенадцать лепестков лотоса. Элемент Анахаты – воздух.
Биджа-мантра Анахаты – ЯАМ.
А при пробуждении Анахаты можно услышать звук АУМ, а человек теряет связь с физическим телом, чувствами и разумом, познавая Божественность своей души. Человек получает возможность слышать звуки из Высших сфер, получает возможность стать талантливым писателем, художником, поэтом, способность лечить других, способность чувствовать гармонию Вселенной и жить гармоничной жизнью. Человек освобождается от диктата предопределения и становится настоящим йогом.
Вишуддха – пятая основная чакра. В йоге называется местом чистоты. Место, где все разнообразие очищается и приходит в гармонию. Условно Вишутха располагается в области читрини-нади, внутри центрального канала позвоночного столба в области IV- шейного позвонка. Отвечает за общение и творческое выражение. Связана с шейным нервным сплетением и щитовидной железой. Вишуддха в йоге представляется в виде лотоса с шестнадцатью лепестками. Уловный цвет Вишуддхи – голубой. Элемент Вишуддхи – эфир.
Биджа-мантра Вишуддхи – ХАМ.
В йоге область пятой чакры – врата великого Освобождения, для тех, кто стремиться к познанию Йоги и чьи намерения чисты. Тот, кто достиг полного знания Атмы, через полное сосредоточение своего ума, становится мудрым и красноречивым, познает непрерывный покой ума и может видеть три времени, избавляется от болезней и приобретает качества долгожителя.
Вишуддху легко пробудить песнопением.
Аджна – шестая основная чакра, называется межбровный центр. Так же этот центр называют: «глаз Шивы; командный центр; гуру-чакра; третий глаз. В чакре Аджна встречаются три канала: сушумна, пингала и ида. Аджна чакра расположена в продолговатом мозге и имеет связь с шишковидной железой. При пробуждении Аджна чакры человек как бы умирает (претерпевает опыт смерти) и рождается снова с новым осознанием себя.
Аджна представляется в виде лотоса с двумя лепестками. Условный цвет чакры бледно-светло-голубой. Правый лепесток соответствует пингала нади, а левый –ида нади.
Начальная мантра Аджны –ОМ.
Аджна – чакра ума. Когда Аджна активизируется, человек начинает постигать суть вещей не разумом, а интуицией. Пробужденная Аджна избавляет от невежества, изменчивости восприятия, узкости мышления. Человек пробуждается от сна жизни. Многократно возрастает воля и человек становиться сторонним наблюдателем событий. Познаются законы причины и следствия.
Сахасрара – седьмая основная чакра, теменной лотос, так же называют Венец. На самом деле это условная чакра, так как она не находиться в физическом теле. Сахасрара проявляется в виде определенных холодных вибраций и определяется в виде сияющего сферического образования над головой. Так же Сахасрару называют обителью Шивы; Парама-Пуруша; место Хари-Хара; Пракрити-Пуруша.
Представляет собой тысячелепестковый лотос – центр духовного просветления, благочестия и просвещённости. Условный цвет Сахасрары –фиолетовый или белый. В эзотерике Сахасрару обозначают зеленым цветом.
Мантра Сахасрары – А-У-М (Воплощение трех гун в равновесии). Затем АУМ расщепляются на 50 различных звуков мантр и образуют 50 букв санскритского алфавита.
Если человек сможет открыть тайное место Сахасрары он обретет свободу от перерождений в этой вселенной.
Духовное развитие человека через йогу
Духовность с точки зрения йоги – духовное просветление, безусловное соединение со своим высшим Я (Всемогущим, Всеведущим и Вездесущим), которое, в то же время тождественно с физическим Я.
Йоги обнаружили, что в теле каждого человека дремлет неиссякаемая энергия, которую можно пробудить с помощью систематических практик и определенного образа жизни. Эта энергия лежит в основании позвоночного столба, называется Кундалини и при правильном пробуждении поднимается по спинному мозгу, проходя те места, где на тонком плане располагаются чакры. При подъёме, Кундалини активизирует работу чакр и изменяет уровни сознания, переводя человека в наиболее духовно – осознанное состояние. Стих 64 упанишады: «Тот, кто ощущает единство двух бинд, когда красная бинда сливается с белой, постигает йогу». В древних знаниях говориться, что, когда Кундалини поднимается в область Сахасрары(пустоты), она пребывает там лишь мгновение, а затем возвращается в муладхару (корневую чакру). Только в результате осознанной, терпеливой и последовательной практики божественный союз становится вечным.
Но не следует уменьшать значение и других чакр.
Сияющее «Я» пребывает в Анахате. Все в космосе, великое и малое находиться в этом «Я». На границе этой чакры располагается тонкое отверстие(сушумна) внутри которого и открывается вся система чакр. Древние йоги называли это отверстие «солнечным входом» тела. А при входе Высшим «Я» создаётся единение – единая аура.
Состояние, активизированное пробуждением чакр от муладхары до аджны соответствует савикальпа самадхи, а состояние, активизированное пробуждением Сахасрары соответствует нирвикальпа.
Йога направлена на то, чтобы с помощью практик убрать внутренние ограничения, очистить тонкое тело и получить возможность вспомнить Себя, т.е. испытать и осмыслить внутреннее единение с самим собой и с Высшим Единым Сознанием.